Стиль Мис ван дер Роэ (ХХ век)
Стиль Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ. О нем можно кратко: Мастер ХХ века, написавший азбуку современной архитектуры.

Еще в 1920-е годы, проектируя свои небоскребы в Берлине, Мис ван дер Роэ приходит к революционному открытию: расположенные под разными углами друг к другу плоскости остекленных стен, отражая дома, природу, становятся гигантскими зеркалами и растворяют архитектуру самого здания.

Его проекты стали предвестниками одного из самых распространенных сейчас образов архитектуры – высотного каркасного здания с оболочкой из стекла.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получал. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П.Бернеса (1908-12). В 1910-х годах строил в духе неоклассицизма; после знакомства с работами Ф.Л.Райта и Х.П.Берлаге, обратился к разработке идей функционализма, выступил в 1919-24 с серией экспериментальных проектов (в том числе стеклянных небоскребов), в которых подчеркнутая четкость навесных конструкций сочетается с экспрессивной формой объемов.

1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него специальной отделкой дома можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендхата в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».

Во второй половине 20-х годов создал рационалистческий образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой. В дальнейшем интересы Мис ван дер Роэ под влиянием голландской группы "Стиль" сосредоточились на разработке выразительной по композиции построек, в интерьере которых стены-ширмы членят единое внутренее пространство на отдельные, связанные между собой зоны(дом Тугендхата в Брно, 1930, и др.)

В 1930-33 был директором "Баухауза". С 1938 работал в США, возглавлял архитектурный факультет Иллинойскоко технологического института в Чикаго. В 40-50-х гг. выдвинул идею "универсальной архитектурной формы" (т.е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера), впервые воплощенную в доме Фарнсуорт в Плейно; тот же характер павильона с прямоугольным объемом, нерасчлененном внутренним прстранством и наружным ограждением из стеклянных панелей имеет здание архитектурного факультета Иллинойского технологического института (1952-56).

Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

К элементарной геометрической форме приведены объемы высотных зданий, созданных Мис ван дер Роэ: жилые дома на Лейк Шор Драйв (1950-51), конторские здания Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1956-58) и др. , облик этих зданий, навесные стеклянные стены которых расчленены прямоугольной решеткой металлического каркаса, как правило, не зависит от их функционального назначения.

Творчество Мис ван дер Роэ 40-50-х годов оказало большое влияние на архитекторов США и Западной Европы.

Малоэтажный дом.

Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — Филипа Джонсона, архитектора и художественного критика.

Лучшие современные архитекторы при всей непохожести на то, что делал Мис ван дер Роэ, несомненно «выросли» из него.

Сегодня большое количество архитекторов работает по мисовскому принципу.

Конечно, это антиконтекстуальная, как мы сейчас сказали бы, архитектура. Но обвинения в строительстве «коробок», которые то и дело звучат, не стоит относить к Мис ван дер Роэ. Предъявлять их следует тем, кто бездумно повторяет мисовские работы. Исследование же самого архитектора касалось другого – поиска не формы, а языка, обладая которым можно работать в других направлениях, в том числе и в поисках связей со средой. Так, найдя язык - дорический ордер, и отталкиваясь от него, пошла в свое время колоссальная культура пластической, классицистической архитектуры... Форма для Мис ван дер Роэ была вторична, первична же - структура, в ней он искал образность.

Для наших ревнителей региональной архитектуры он мог бы явиться жупелом, потому что был у истоков того, что явилось в результате интернациональным стилем, подчинявшимся не средовой или исторической подоплеке, а общим универсальным принципам. Ведь Мис ван дер Роэ искал универсализм, и это довольно ортодоксальная универсальность...

Концепция Мис ван дер Роэ была связана только с металлом и не охватывала архитектуру железобетона, ставшего в последствии основным, самым распространенным материалом для создания пластических форм. В этом смысле наследие Ле Корбюзье – более благодатная почва для обсуждения. Ведь наряду с модернистской архитектурой его поиски образности, особенно во второй половине жизни, были очень яркими и запоминающимися.

Однако Мис ван дер Роэ, любивший повторять: «Есть смысл делать то, что может быть использовано всеми», привнес в творчество других законы своего собственного, персонального стиля... Потому и хотелось поговорить о Мис ван дер Роэ, на котором, как на прочном, грамотно возведенном фундаменте, стоит и развивается вся современная архитектура.

Людвиг Мис ван дер Роэ. Рожденный эпохой.

Автор проекта: Редакция

Начиная серию публикаций НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АРХИТЕКТОРА, «Архидом» предлагает читателю поближе познакомиться с творчеством величайших мастеров, оставивших неизгладимый след в истории зодчества.

Выбор знаковых фигур и их творений «Архидом» возлагает на российских архитекторов, на чьих рабочих столах «живут» уникальные книги и альбомы, посвященные архитектурным образцам и их создателям АЛЕКСЕЙ ГИНЗБУРГ: «Информационное богатство нашего времени поистине безгранично. Стоит лишь захотеть, и можно узнать практически обо всем. Это касается и архитектуры, разумеется. Правда, в большей степени архитектуры современной. Судите cами: великолепно иллюстрированные журналы, прекрасно изданные книги, лекции и телевидение могут дать более или менее полное представление о творениях тех, чьи имена всемирно известны, а заслуги наглядны... Мне же хотелось бы вспомнить архитектора, чье имя не «на устах».

Вообще, говорить об этом времени невероятно интересно. Начало прошлого века. В общем тесном котле бурлит будущее архитектуры – Ле Корбюзье, Гропус, Мис ван дер Роэ. Они учатся в одной мастерской и участвуют в общих конкурсах, вместе проходят блестящую профессиональную школу. Мис ван дер Роэ так и не получает высшего архитектурного образования, как, впрочем, Райт и Ле Корбюзье – они истинные «первопроходцы» в том, что мы сейчас называем современной архитектурой... А тогда! Технологическая революция. Триумф инженерии! Новомодные и категорически не признаваемые архитекторами сталь и железобетон превращаются в строительный материал грандиозных мостов, башен и ангаров для дирижаблей... Это время – эра Техники, буквально рвущейся в архитектуру. Мис ван дер Роэ как никто ощутил это. И воспевая эпоху, назвал архитектуру ее «квинтэссенцией», «выжимкой», «солью».

Металл был его настоящей страстью. Мис ван дер Роэ увидел в нем не только новизну и прочность, но и особую красоту, достойную архитектуры. Опираясь на свойства металла, он сформулировал свою концепцию каркаса и «привел» металл в зодчество, придумав для него ордер, поэзию, доведенный до абсолюта язык.… То, что Мис ван дер Роэ сделал с металлическими конструкциями, можно считать базовым для любого современного архитектора. А опыты со стеклом! Первым в мировой практике архитектор использует его как новое изобразительное средство.

Вообще, идея делать стеклянные дома целиком принадлежит Мис ван дер Роэ. Например, стеклянная вилла Франсворт-хаус, существующая в системе каркаса, вынесенного за пределы здания, и стекла, соединяющего строение с парком. Это тотально стеклянное здание демонстрирует работу нового для архитектуры материала, по сути эту архитектуру «делающего». Примечательно, что в это же время в подражание Мис ван дер Роэ и будучи вдохновленным его идеями строит свой стеклянный дом американец Джонсон. Но, в отличие от Мис ван дер Роэ, он использует в нем не металлический, а деревянный каркас, чем существенно дополняет саму идею, обогащая ее столь симпатичной нашей современной архитектуре «связью со средой». Возможно поэтому работа Джонсона получила большую известность. Но вернемся к Мис ван дер Роэ…. Пик его творчества – середина ХХ века, время, когда эпицентр распространения идей западноевропейской архитектуры перемещается на американскую, не разрушенную войной, землю. В Америке, уже делавшей попытки возвести высотные здания на стальных конструкциях, Мис ван дер Роэ становится законодателем самого прогрессивного направления архитектуры. Он проектирует прозрачные параллелепипеды на чикагской набережной Лэйк-Шор-Драйв и первые корпуса Иллинойского технологического института с их четкой структурой и фирменной мисовской композицией: плоским, горизонтально протяженным объемом, поставленным на столбы с вестибюльной группой - ядром. По этому принципу, кстати, по сей день строятся все административные здания...

Пользуясь металлическим прокатом и стеклом, Мис ван дер Роэ создал простую, доступную архитектуру, вызывающую желание подражать ей. Облик строгих прямоугольных форм, оправленных в каркас, был независим ни от материалов и специфики местного строительства, ни от каких-либо национальных традиций. Это было настолько ново, что образовало целое направление в архитектуре, метко названное критиками «интернациональный стиль». И его основой стало творчества Мис ван дер Роэ.

Посещение Барселонского павильона оказалось едва ли не самым сильным впечатлением от архитектуры вообще.

Мис ван дер Роэ построил относительно немного. Среди его работ – многочисленных проектов, нескольких небоскребов и вилл, есть павильон Германии, который архитектор возвел в 1929 году для международной выставки в Барселоне. Этот Павильон - вершина творчества архитектора, концепт, идея в чистом виде - экспонирование самой архитектуры ХХ века.

Павильон на монументальном цоколе из травертина с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом, в свое время был разобран, увезен в Германию, а потом, спустя годы, воссоздан. Уникальность этой постройки - в доведенном до абсолюта принципе перетекающего свободного пространства, в ощущении той самой концентрации, квинтэссенции, о которой говорил сам Мастер. Это маленький павильон, не несущий никакой градостроительной нагрузки – игрушка, вещь в себе, в которой нет ничего лишнего. Как не вспомнить Микеланджело, который на вопрос: «Как Вы создаете свои скульптуры?» ответил: «Беру камень.... и отсекаю все лишнее». показал, как это можно сделать в архитектуре. Его усилиями стало аксиомой положение о пространстве как вещи синтетической. Оно проходит сквозь стекло, связывая интерьер с экстерьером. В основу планировки положен принцип свободного плана. Павильон не имеет ни замкнутых помещений, ни дверей – пространство течет непрерывно. Стоит побывать там, чтобы ощутить это пространство, существующее по «другим», невероятно гармоничным законам. Верный себе, Мис ван дер Роэ ювелирно отточил каждую «мелочь». Чего стоят одни только фирменные мисовские металлические колонны или мебель - стул и табурет «Барселона», созвучные стенам, большим плоскостям стекла и хромированным столбам. Рисунок двух х-образных хромированных рам, их кривизна, размер стальной полосы, пропорции, отделка кожаных подушек – все продумано до миллиметра...

Информация:

Роскошные дома

Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ

Главная страница Написать письмо... Карта сайта
Valid XHTML 1.0 Transitional
Главная страница

Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ
Стиль Мис ван дер Роэ

Все о нас
О нас
Галерея
Работы и услуги
Форма ON-LINE заказа
Галерея работ
Это интересно
Цена вопроса
Вакансии
Это интересно
Контактная информация
Доска объявлений
Энциклопедия стилей
Контактная информация