|
Мавританский стиль (XIX век)
Мавританский стиль - это неостиль второй половины XIX века в европейском искусстве. В отличие от искусства мавров, арабов и берберов, термин «мавританский стиль», следует относить к эпохе Историзма XIX века. Формированию мавританского стиля предшествовало распространение национального романтизма, заполнившего страны Европы периода после войн наполеона, а корни его можно обнаружить в увлечении периода наполеоновского Ампира Египетской экзотикой. Египет с XII в. Находился под влиянием арабо-мусульманской культуры, после похода Бонапарта на Египет в 1798-1799 гг., и открытие Египетского искусства европейцами в начале XIX в., было ознаменовано распространением и интересом к искусству мавров, арабов и берберов или экзотическому арабскому Востоку. Но сформировался мавританский стиль и проявился в архитектуре, интерьере, мебели лишь во второй половине XIX века. Он был смешанным, так как впитал в себя элементы персидского, сирийского, китайского и индийского искусств. Как и прочие культуры, мусульманская культура на себе испытала огромное влияние культур завоеванных территорий и народов египтян, византийцев, римлян, персов, создав свой неповторимый и оригинальный стиль, который позднее христиане назвали стилем «сарацинов». Известно, что по законам Ислама запрещалось изображать живых существ в художественных работах и архитектуре. Учитывая эту особенность религии, была создана и разработана сложнейшая система орнаментики, которая развивалась с огромной скоростью. Мавританский стиль является чисто декоративным искусством, которое достигло наивысшего расцвета в XI—XII, XIV вв. в Индии и Испании, двух крайних частях огромной империи. Мавританские короли создали выдающиеся памятники Исламского искусства, спроектировав и возведя дворцы Альгамбры в Гранаде и Альказара в Севилье (современная Испания). Роскошью и великолепием построек были сражены христиане, в период крестовых походов, и поражены неповторимостью увиденного искусства арабов. Дворцы, утварь, предметы обихода, оружие, рисунки и живопись, ковры и многое другое оказали неизгладимое влияние на европейское искусство. Влияние мавританского стиля прослеживается на протяжении нескольких столетий. В период преобладания эклектики, в XIX веке, в модном «неомавританском» стиле курительные, ванные и кофейные комнаты в домах состоятельных европейцев. Постройки в арабо-мавританском стиле, благодаря резным и орнаментальным стенам, игольчатым колоннам с острыми ребрами, ассоциируются с гигантским шатром, с кочевым наследием образа жизни арабских племен. В строениях, созданных в мавританском стиле, стены сплошь покрывались орнаментом с огромным разнообразием четких геометрических фигур. Эти фигуры располагались в определенной последовательности, составленных в витиеватые узоры и разнообразных растительных мотивов, замысловато переплетенных в кружево арабесок, создавая эффект бесконечного разнообразия сложнейшей структуры. В этом великолепии орнамента присутствуют элементы арабского писания, знаменитой арабской вязи, с бесконечным множеством завитков и узоров. Все эти элементы присутствуют во всем творчестве ремесленников того периода. Особенностью данного интерьера является отсутствие мебели. Ее роль успешно заменяли ковры и подушки. Роль шкафов выполняли стенные ниши с дверцами украшенными резьбой, низкие столы со столешницами, выполненными из меди или дерева. Мебелью являлись также множество сундуков, круглых, шестигранных или восьмигранных, богато украшенных характерной резьбой, этажерок и ширм. ![]() |
|
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() |