|
Исламский стиль, архитектурный исламский стиль (622 – 661 гг.)
Архитектурный исламский стиль ранних лет Ислама (между 622 и 661 гг.) характеризовался простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему Божественному заставило дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни. Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям Ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень стабильности и благосостояния. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в Исламе архитектурные формы. Первая мусульманская культовая и общественная постройка - Мечеть Пророка Мухаммада в Медине (622г.). Несмотря на простоту, это был первый проект такого рода в истории человечества. Данное строение оставалось центром социальной, культурной и политической жизни мусульманского сообщества более 30 лет. Перенос столицы из Медины в Куфу Али ибн Абу Талибом в 657 г. принесло существенные политические, социальные и экономические изменения и стало началом беспрецедентной архитектурной и строительной активности. Медина потеряла свой привилегированный статус и стала обычным провинциальным городом, со временем превратившись в чисто духовно-религиозный центр. В то же самое время перенос столицы создал прецедент, который повторялся всю историю Ислама. Перенос столицы каждый раз после смены халифа привел к распространению в обществе склонности к расточительству и пышности. Это совпало по времени с экономическим и социальным процветанием Халифата. Простая мечеть превратилась в сложное строение, с богатой архитектурой и отделкой. Исторические источники сообщают, что единственным предметом ритуального убранства мечетей того периода были минбары в форме ступеней лестницы (другие говорят, в виде стула), впервые введенные самим Пророком, сидя на которых он мог быть виден и слышен всей аудитории верующих, присутствующих в мечети. Перенос столицы из Куфы в Дамаск в 661 г. основателем династии Оммейядов Муавией имело решающее значение для мечетей и их убранства. Он принес с собой переход от аскетического, строгого стиля в архитектуре к эпохе роскошных дворцов и создания архитектурных шедевров на все времена. Тут достаточно упомянуть «Купол скалы» - мечеть в Иерусалиме, построенную Абдель-Маликом в 691-692 гг. В заключение следует сказать, что ключевым пунктом эпохи Халифата было появление и развитие Ислама, упор государства был сделан на защиту от врагов и экономические вопросы. Архитектурные устремления того периода были направлены на удовлетворение именно этих потребностей общества. Это повлияло и на архитектуру мечетей того периода. В это-то время возник новый архитектурный исламский стиль, имевший некоторое влияние на западную христианскую архитектуру. Украшения его представлялись в совсем плоском рельефе или же в живописном виде, а композиция их дала возможность арабам проявить всю свою неисчерпаемую фантазию. Исключая чисто геометрические плоские узоры, мотивами для орнамента служили им папоротниковые растения, шишки пинии, гранаты и вьющиеся растения, которые изображались в строго стилизованном виде. В различных странах, Аравии, Палестине, Сирии, этот стиль носил и разнообразный отличительный характер. В Персии, начиная уже с VIII столетия, стала развиваться усиленная и своеобразная строительная деятельность, достигшая в XVI столетии своего высшего развития. К Испании, где под владычеством арабов, в XIII-XIV веках, культура сделала большие завоевания, под влиянием романского направления и столкновения с западным рыцарством на сцену выступило мавританское искусство. Своеобразное развитие получило оно в Индии, в XIII-XIV веках. Но завоевание турками Константинополя в 1453 году и основание магометанского государства Турции наложили совершенно иную печать на мавританское искусство. ![]() ![]() |
|
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() |